Новые стандарты качества изделий машиностроения
С 1 июля 2016 года на территории РФ, для добровольного применения, будет введен ряд стандартов по контролю качества изделий машиностроения. Руководитель Росстандарта (А. Абрамов) уже подписал соответствующие приказы.
Новый ГОСТ Р «Контроль неразрушающий. Контроль качества изделий машиностроения по остаточной намагниченности, сложившейся в процессе их изготовления. Общие требования» устанавливает общие положения и методические рекомендации по контролю качества изделий машиностроения по остаточной намагниченности, сложившейся в процессе их изготовления.
Документ действует на машиностроительные изделия, трубопроводы, сосуды и конструкции различного назначения и их элементы, на сварные соединения любого конструкционного исполнения, изготовленные из стали и сплавов, чугуна и других конструкционных материалов без ограничения размеров и толщин.
Проект стандарта разработал АО «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») при участии ООО «Энергодиагностика» представлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 132 «Техническая диагностика».
ГОСТ Р «Контроль неразрушающий. Определение напряженного состояния материала изделий машиностроения методами акустоупругости. Общие требования» содержит основные требования к порядку определения одно- и двухосного напряженного состояния материала технических объектов, имеющих две плоскопараллельные поверхности в зоне измерений, с использованием объемных продольных и поперечных волн, распространяющихся нормально к поверхности технического объекта и распространяется на акустический метод определения напряженного состояния материала изделий машиностроения с использованием метода акустоупругости.
ГОСТ Р «Контроль неразрушающий. Акустический метод определения остаточных напряжений в материале ободьев железнодорожных колес. Общие требования» распространяется на акустический метод определения остаточных напряжений в ободьях железнодорожных цельнокатаных колес по ГОСТ 10791 колесных пар тепловозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов, грузовых и пассажирских вагонов и специального подвижного состава с конструкционной скоростью не более 250 км/ч.
Стандарт утверждает основные требования к порядку определения остаточных напряжений в материале ободьев железнодорожных колес с использованием объемных поперечных волн, распространяющихся нормально к боковой поверхности обода.
Объектом стандартизации ГОСТ Р «Техническая диагностика. Акустический метод определения технического состояния тормозных дисков скоростного подвижного состава. Общие требования» является акустический метод определения технического состояния материла боковых рам тележек грузовых вагонов по критерию уровня эксплуатационных повреждений, накопленных материалом рам. Документ устанавливает общие требования к методу выполнения акустических измерений для диагностирования и оценки остаточного ресурса боковых рам тележек грузовых вагонов, соответствующих ГОСТ 32400.
ГОСТ Р «Техническая диагностика. Акустический метод диагностирования и оценки остаточного ресурса боковых рам тележек грузовых вагонов. Общие требования» устанавливает общие требования к методу выполнения комплекса акустических измерений для определения технического состояния материала тормозных дисков скоростного подвижного состава с целью возможности их дальнейшей эксплуатации.
Стандарт распространяется на акустический метод определения технического состояния тормозных дисков вагонов по критериям уровня остаточных напряжений и накопленных повреждений в материале дисков.
Проекты указанных стандартов разработаны АО «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») при участии Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ им. Р.Е. Алексеева) и представлены Техническим комитетом по стандартизации ТК 132 «Техническая диагностика».
Публичное обсуждение проектов стандартов прошли на сайте Росстандарта в период с 11.12.2014 г. по 05.06.2015 г.